Сучасне матеріалознавство та товарознавство: теорія, практика, освіта
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ И БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Перейти вниз

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ И БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ Empty СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ И БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Сообщение автор Admin Вт Фев 25 2014, 19:21

Костык С. В., к.х.н.,; Ковешникова Т. А., к.т.н.
ГП «Крымстандартметрология», г. Симферополь


СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ И БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Развитие малых и средних предприятий является одним из приоритетных направлений реформирования экономики. Значимость малого бизнеса обусловлена его специфическими свойствами, ключевыми из которых являются оперативность, мобильность и способность достаточно гибко реагировать на все изменения конъюнктуры рынка.
Общепризнанным критерием, который позволяет подтвердить качество разнообразных аспектов работы предприятия, являются стандарты ISO серии 9000. Они были разработаны Международной организацией по стандартизации (ISO). Последняя, действующая редакция стандарта была принята в 2008 году. Стандарт обобщает передовой мировой опыт в области управления компанией и содержит требования к организации предприятия. Внедрение системы управления качеством позволяет компаниям оптимизировать внутренние бизнес-процессы и повысить качество выпускаемой продукции (услуг). Принципы ISO 9001 универсальны и применимы к любым предприятиям независимо от их размера, форм собственности и сферы деятельности. В Украине введен в действие соответствующий национальный стандарт [1].
Рассматривая систему управления качеством как совокупность организационных структур, методик, ресурсов, необходимых для осуществления общего управления качеством, следует отметить, что она должна стать составной частью системы управления организации и создавать у руководства организации и у потребителя уверенность в том, что продукция будет отвечать требованиям к ее качеству.
Система включает несколько элементов: ответственность руководства, управление ресурсами, процесс жизненного цикла продукции, измерение, анализ, а также постоянное улучшение системы управления качеством. Каждый элемент (процесс) имеет подпроцессы, которые образуют сеть процессов на предприятии. Важной задачей на предприятии является концентрация внимания именно на те процессы, эффективность которых дает совокупный эффект при функционировании системы управления качеством. Управляемые ресурсы обеспечивают процессы жизненного цикла продукции (услуг). Измерения и анализ процессов обеспечивают подготовку информации для руководства предприятия для принятия решений по улучшению деятельности. Постоянное улучшение системы управления качеством становится стратегическим принципом любого предприятия.
Если проанализировать малый и средний бизнес, большая проблема современного украинского производства – отсутствие подготовленных кадров и знаний о менеджменте. Внедрение процедур управления качеством требует изменения корпоративной культуры предприятия, в первую очередь культуры и квалификации управляющего персонала среднего звена. Именно от этой группы зависит, удастся или нет привлечь рядовых сотрудников в процесс тотального совершенствования технологий и контроля качества, внедрить в сознание то, что повышение качества ведет к снижению расходов.
Одной из ключевых задач является информационное и методическое обеспечение предприятий в сфере управления качеством, обучение персонала предприятий. Такое обучение в Крыму постановлением Совета министров Автономной Республики Крым от 07.12.2004 № 620 [2] поручено ГП «Крымстандартметрология». Обучение проводится на основании лицензии Министерства образования и науки Украины, с привлечением специалистов ведущих вузов автономии. Среди учебных программ: «Стандартизация и постановка продукции на производство», «Современные системы управления», «Требования к лабораториям», «Метрология и измерительная техника».
Для многих предприятий внедрение системы управления качеством открыло путь для освоения и использования таких современных инструментов управления, как система управления безопасностью пищевых продуктов (ISO 22000 [3]; ДСТУ 4161 [4]).
Производство безопасной продукции является основной задачей каждого предприятия пищевой промышленности. Одной из программ, направленных на устранение рисков для здоровья, связанных с употреблением пищевых продуктов, и уменьшение количества инфекционных заболеваний и отравлений пищевыми продуктами, является разработка и внедрение системы управления безопасностью пищевых продуктов на основе концепции НАССР.
Сущность НААСР состоит в выявлении и контроле критических точек технологического процесса, которые влияют на безопасность продукта. Согласно принципам НАССР, безопасность пищевых продуктов обеспечивается через оценку и контроль биологических, химических и физических опасных факторов на всей цепочке производства пищевого продукта, от приема сырья и материалов до выпуска и потребления готового продукта.
Важной предпосылкой повышения у потребителей спроса на продукцию предприятия является наличие сертификата на систему управления качеством и/или безопасностью пищевой продукции.
В структуру ГП «Крымстандартметрология» входит Орган по сертификации систем управления, который уделяет внимание перспективе более широкого сотрудничества с малыми и средними предприятиями, обслуживая более 50 сертифицированных систем управления предприятий Крыма.
Добровольная сертификация на соответствие требованиям [1,3,4] дает уверенность потребителю и партнерам, что все процессы, как производственные, так и управленческие – эффективно контролируются на всех уровнях организации и выпуск продукции низкого качества невозможен. Для сертифицированных предприятий – это перспективная возможность для маркетинговой, рекламной и сбытовой стратегии, а также шанс попасть в равные, а возможно, и более благоприятные условия в сравнении с зарубежными компаниями.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что усилия в сфере управления качеством и безопасностью пищевой продукции позволят получить существенные результаты в сфере качества и конкурентоспособности продукции (услуг) малых и средних предприятий Украины на внутреннем и мировом рынках.

Список использованных источников: 1. ДСТУ ISO 9001:2009 Системы управления качеством. Требования; 2. Постановление Совета министров Автономной Республики Крым от 7 декабря 2004 года № 620 «Об организации повышения квалификации руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций АРК в сфере управления качеством, метрологической деятельности, ценовой политики, защиты прав потребителей»; 3. ISO 22000:2005 Food safety management systems – Requirements for any organization in the food chain (Система управління для безпечності харчових продуктів. Вимоги до будь-яких організацій харчового ланцюгу); 4. ДСТУ 4161-2003 Системи управління безпечністю харчових продуктів. Вимоги.
Admin
Admin
Admin

Сообщения : 129
Дата регистрации : 2014-02-25

https://materialtovarzn.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения