Сучасне матеріалознавство та товарознавство: теорія, практика, освіта
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

ТОВАРНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В КЛАССИЧЕСКОМ ТОВАРОВЕДЕНИИ

Перейти вниз

ТОВАРНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В КЛАССИЧЕСКОМ ТОВАРОВЕДЕНИИ Empty ТОВАРНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В КЛАССИЧЕСКОМ ТОВАРОВЕДЕНИИ

Сообщение автор Admin Вт Фев 25 2014, 20:08

Пантюшина О.В., к.э.н., доц.
НОУ ВПО Вологодский институт бизнеса, г. Вологда


ТОВАРНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В КЛАССИЧЕСКОМ ТОВАРОВЕДЕНИИ

Анализ современного состояния развития товароведения целесообразно проводить по двум взаимосвязанным направлениям:
научному, определяющему товароведение как прикладную науку и
образовательному, определяющему товароведение как естественно-научную дисциплину.
Эти направления взаимосвязаны между собой и обеспечивают взаимную информационную поддержку и насыщение. Научные товароведные исследования являются базисом для развития теории товароведения, что обуславливает формирование товароведного мышления как у ученых, так и практиков-товароведов. Последние как проводники товароведных знаний в практику становятся катализаторами процессов модернизации и инновационных преобразований торговой деятельности. Наряду с этим, инновационный путь развития неизбежно порождает новые проблемы, решение которых требует привлечения научных кадров.
Возродившись из классического, а затем и коммерческого товароведения, современное товароведение и товаровед вышли далеко за рамки специалиста, изучающего потребительские свойства товаров. В основе работы универсального товароведа — совокупность мероприятий, охватывающих сразу несколько сфер деятельности. Инновационность современного товароведения обусловлена тем, что оно является интегрированной наукой и находится на стыке технических, экономических, сельскохозяйственных, медицинских и управленческих наук.
Люди старшего поколения наверняка помнят, какой популярностью раньше пользовалась эта специальность – это была элита советской торговли, ее лицо. Далеко не только потому, что как у А. Райкина «через завсклад, через товаровед можно было достать дефицит», а потому, что в процессе изучения товароведения кроме изучения основополагающих характеристик товаров воспитывается вкус, культура потребления, уважение себя как потребителя и уважение к покупателю, прививаются важные практические навыки по обращению с товаром.
Требования к современному товароведу со стороны розничных торговых предприятий сформулированы в п.6.2 национального стандарта РФ ГОСТ Р 51305-2009 «Услуги торговли. Требования к персоналу» и содержат следующие положения:
- Наличие высшего или среднего специального образования.
- Осуществление контроля за соблюдением условий поставки, транспортирования, приемки товаров; правил маркировки и упаковки товаров; условий хранения товаров на складах предприятия; размещения товаров в торговых залах, сроков годности и условий реализации товаров на предприятиях торговли.
- Своевременное оформление претензионных материалов по качеству, упаковке и маркировке товаров.
- Участие в формировании ассортимента реализуемых товаров.
- Знание номенклатуры и ассортимента продаваемых товаров, умение их оценивать, определять дефекты и причины их возникновения.
- Знание товароведных характеристик и показателей качества продаваемых товаров, нормативных и технических документов на товары.
- Участие в рассмотрении претензий покупателей к качеству товаров.
- Осуществление своевременного контроля за качеством товаров, участие в изъятии из реализации (продажи) товаров с истекшими сроками годности, с дефектами, ненадлежащего качества.
- Знание и контроль за соблюдением основных требований к маркировке товаров и информации для потребителей в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51074, ГОСТ Р 51087, ГОСТ Р 51391 и правилами продажи отдельных видов товаров.
Данные требования принципиально не выходят за рамки обязанностей «классического» товароведа. Однако проведенный нами анализ заявленных в периодической печати вакансий показал, что наиболее востребованными специалистами в сфере торговли являются, прежде всего, менеджеры различного звена: по работе с клиентами, по продажам, по закупкам, менеджеров торгового зала и проч.
С учетом существующих учебных программ и направлений подготовки в высшей школе только товаровед, а далеко не менеджер, будет способен решать сложные профессиональные задачи современной торговли. Противоречия в педагогической и профессиональной терминологии привели к тому, что студент специальности «Менеджмент» обучается как управляющий, т.е. как будущий руководитель различных служб аппарата управления, и основы торгового дела и товароведения он будет постигать впервые только на предприятии работодателя без существенной на то теоретической подготовки. Конечно, все зависит от конкретных способностей и готовности работника к обучению и переобучению, но выиграет ли от этого работодатель, принимая на работу в торговую организацию выпускника-менеджера?
Одним из способов решения подобного противоречия является использование в высшем профессиональном образовании при подготовке бакалавров товароведения профиля «Товарный менеджмент». Анализируя требования и компетенции бакалавров товароведения согласно ФГОС товарный менеджмент можно рассматривать как совокупность мероприятий по организации товародвижения и управлению основными характеристиками товаров на всех этапах его жизненного цикла. При этом нами предусмотрено включение в дисциплину следующих разделов:
- управление потребностями и спросом потребителей;
- управление системой товароснабжения и закупками;
- управление ассортиментом;
- управление реализацией товаров;
- управление товарными запасами и товарными потерями;
- управление качеством товаров.
Необходимость модернизации образовательного процесса при усвоении студентами товароведных дисциплин обусловлена расширением сферы привлечения товароведов не только в традиционно торговую, но и другие сферы деятельности (производственную, банковскую, страховую, экспертную). Область профессиональной деятельности современных бакалавров товароведения включает достаточно обширный перечень объектов и сфер деятельности товароведов в розничной и оптовой торговле, что должно сделать данное направление подготовки достаточно востребованным на рынке труда.

Список использованных источников: 1. Николаева М.А. Концепция развития и совершенствования товароведения. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://old.rsute.ru. 2. ГОСТ Р 51305-2009 «Услуги торговли. Требования к персоналу».- Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vsegost.com/.
Admin
Admin
Admin

Сообщения : 129
Дата регистрации : 2014-02-25

https://materialtovarzn.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения