СИСТЕМНЫЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВНЗ
Сучасне матеріалознавство та товарознавство: теорія, практика, освіта :: ВЗАЄМОДІЯ В СИСТЕМІ «ВИЩА ОСВІТА – РИНОК ПРАЦІ»
Страница 1 из 1
СИСТЕМНЫЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВНЗ
Рогоза Н.Е., д.э.н., проф.
ПУЭТ, г. Полтава
СИСТЕМНЫЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВНЗ
Главный месседж SMART - общества - не использования технологий ради технологий, а их использования для повышения благосостояния и качественных показателей жизни людей. И такой подход проявляется как все более глобальная тенденция.
Для формирования Smart-общества недостаточно лишь активно развивать технологии и наращивать количество компьютерного технического обеспечения: необходимо изменять парадигму образования и образовательные технологии, которые позволят готовить людей к жизни в нем. Задание подготовки специалиста, который будет владеть компетенциями работы в таком обществе, возлагается на Smart университет, - ВУЗ, в котором совокупность использования технологических инноваций и Интернета дает возможность обеспечить новое качество процессов и результатов учебной, научной, инновационной, воспитательной, социальной и другой деятельности.
Каждый современный университет на пути к Smart предстает перед следующими вызовами, которые требуют эффективного решения целого комплекса проблем :
• стремительное развитие технологии;
• рост объемов знаний, которые не имеют аналогов в истории развития человечества;
• стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий;
• ориентация на потребительский спрос, а не на предложение;
• необходимость привлечения новых источников дохода;
• необходимость в высоком качестве, четких стандартах;
• быстрый переход от элитарности к массовости, к общей доступности высшего образования;
• необходимость гибкости структур и реализации программ, которые являются частью подхода к высшему образованию как «к обучению в течение всей жизни».
Решение приведенных проблем предусматривает построение единого информационного пространства высшего учебного заведения путем формирования корпоративной коммуникационной инфраструктуры SMART –университета, что определяется социальной ориентированностью, мобильностью, доступностью, управляемостью и технологичностью всех процессов, которые обеспечивают деятельность выша.
Концептуальной основой деятельности SMART-университета есть наличие большого количества источников учебной информации, максимального многообразия мультимедийных ресурсов (аудио, графики, видео), которые способны выстраиваться и настраиваться индивидуально под каждого студента, его потребности и уровень, а также обеспечение доступа к образовательным услугам и сервисам из любого места и в любое время.
Решение этой задачи достигается:
предоставлением персонифицированного доступа к информации и справочным ресурсам с помощью мобильных устройств (напр.: отчеты об успешности и посещаемости, данные о сессиях, нагрузке, расписании студента и преподавателя);
организацией распределенного он-лайн доступа к контенту (подкаст-вещание; вебинары);
ведением электронных журналов;
реализацией персональной библиотеки образовательных и научных ресурсов;
обеспечением академической мобильности учеников, преподавателей и ученых;
использованием мобильных устройств как средства идентификации и платежного инструмента;
вводом мобильного геопозиционирования объектов и субъектов образовательного процесса.
Для формирования эффективной образовательной среды и эффективного управления новой системой образования, необходимы, системный подход на основе:
• четкой стратегии ;
• постоянного профессионального развития субъектов процесса образования;
• SMART педагогики и дидактики;
• решения проблем компетенции для общества знаний ;
• управления образовательной системой ;
• сформированнай технической среды.
Решения вышеупомянутых заданий в рамках реализации проекта создания SMART -университета требуют проведения детального анализа проблем, заданий и стратегии развития вуза с учетом формирования его корпоративной коммуникационной инфраструктуры. На основе анализа необходимо избрать такое системное решение, которое охватит наиболее полный комплекс заданий и будет интегрировано с действующими информационными системами Вуза.
Структурные подразделения ПУЕТ уже больше 10 лет активно используют системный подход к автоматизации основных процессов в университете. В его основе:
внедрение комплексных решений, которые обеспечивают сквозную автоматизацию деятельности ВУЗА и наиболее эффективное вложение средств на этапе построения информационной системы и гарантируют минимизацию стоимости владения на этапе эксплуатации и развития системы;
использования тех инновационных технологий и решений, которые прошли апробацию на практике, стали фактически стандартными при реализации разных приложений;
открытость и адаптивность решений, возможность их расширения, развития новых прикладных систем на базе разных технологий.
Анализ готовности инфраструктуры Полтавского университета экономики и торговли показывает (ПУЕТ), что распределенная электронная среда для обеспечения образовательной и научной деятельности, имеет :
- систему образовательных порталов, которые работают на базе CLMS системы Moodle и может обеспечить для каждой учебной дисциплины электронную поддержку в виде электронных учебных курсов;
электронную библиотеку университета на основе автоматизированной библиотечной информационной системы «Liber Media» которая основана еще в 2001 году, модернизирована в 2013 году. На данное время фонд электронной библиотеки насчитывает свыше 25536 полнотекстовых гипертекстовых документов (втом числе книг - 3050, статей – 14024), колекция компакт дисков – 2634 единицы, электронный каталог – 190754 записи, библиотечный веб-сайт, доступы до баз данных научной, учебной, правовой литературы.
"Институционный репозитарий" - электронный архив научных трудов научно-педагогического состава ПУЕТ открытого доступа на основе специализированного решения с открытым кодом Dspace (количество заархивированных доукментов- 1563, количество обращений до его материалов – 603968, количество поточных просмотров – 339146 (Китай, США, Россия, Украина, Германия, Польша, Нидерланды, Белорусь, Чехия, Велобритания, ГонкКонг);
реализацию доступа к международным наукометрическим базам данных через научно-образовательную сеть URAN (Scirus, DOAJ, CiteSeerx, PloS, и тому подобное), региональный узел которой размещен и поддерживается именно в ПУЕТ;
сайты научных журналов ПУЕТ;
сайты кафедр и других подразделений университета выдержаны в едином стиле.
К элементам информационной среды ПУЕТ, которые имеют социальную направленность стоит отнести: социальный портал студенческого сообщества ПУЕТ poltos.org; группы студенческого сообщества ПУЕТ в социальных сетях ВКонтакте, facebook.
Использование мультимедийных ресурсов для образовательной и научной деятельности обеспечивается функционированием 26 стационарных и 7 переносных мультимедийных комплексов, которые оснащены новейшим мультимедийным оборудованием (проекторы LED -технологий, которые способны самостоятельно воссоздавать мультимедийный контент разного формата, интерактивные доски и блоки, ноутбуки с сенсорными экранами) и подключены ко всем источникам учебного контента, 10-ю мультимедийными студиями, которые предназначены для проведения разных видов дистанционных занятий, их видео-аудио записи, проведение групповых видеоконференций и вебинаров, сервером видеоконференцсвязи OpenMeetings; сервером видеотрансляций WOWZA. Создан тестовый образец сенсорной информационной системы «Виртуальный справочник-навигатор ПУЕТ» на основе сенсорного монитора.
Элементы облачной ІТ-инфраструктуры реализованные на основе системы виртуализации Hyper - V от Microsoft. На развернутых виртуальных машинах устанавливаются учебные версии информационных систем управления предприятием «1С», «ПАРУС», «УКС-проекты» соответствующих конфигураций, другое лицензионное специализированное, а также прикладное программное обеспечение которое должно быть общедоступным для просветительского сообщества университета.
Система идентификации и доступа к информационным ресурсам университета построена на основе LDAP -совместимой реализации интеллектуальной службы каталогов корпорации Microsoft Active Directory и контрольно-пропускной системы STOP - Net 3.5 с электронными пропусками. Каждый из участников учебного процесса имеет единственный логин и пароль доступа ко всем имеющимся информационным ресурсам.
Регулированность (управляемость) основных процессов в корпоративной коммуникационной системе ПУЕТ обеспечивается согласно рекомендаций системы управления качеством ISO 9001 и включает следующие элементы системно выстроенной информационной инфраструктуры:
автоматизированную систему управления университетом «АСУ-У»;
автоматизированную систему планирования, организации, управления и контроля учебного процесса в ВУЗЕ «iZETA»;
программные модули собственной разработки, которые добавляют в функционалы электронного деканата в CLMS системы Moodle;
программный комплекс автоматизации учета компьютерной и огр.техники Hardware Inspector Client/Server и Hardware Inspector Service Desk;
Таким образом, пути интенсификации развития корпоративной коммуникационной инфраструктуры ПУЕТ предлагаются в соответствии с определенными признаками SMART -УНИВЕРСИТЕТА:
создание персонализированной среды обучения (personal learning environments) для каждого студента;
реконструкция сайтов ПУЕТ с учетом современных тенденций относительно построения специализированных сайтов ведущих учебных заведений мира;
организация сайтов с ориентацией на активного пользователя соц.сетей структурой;
интенсивное распространение представительства ПУЕТ в социальных сетях;
создание действенных механизмов стимулирования активности пользователей и продвижения информации в топ Интернета;
создание специализированных WiKi -энциклопедий.
исследование аппаратно-программных решений относительно обеспечения персонифицированного доступа к информации из любого мобильного устройства;
исследование вариантов приложения технологии использования собственных средств доступа к контенту (BYOD);
LDAP -совместимая реализация системы идентификации из всех сайтов ПУЕТ;
исследование вариантов приложения технологии PPPoE для ограничения доступа из сети Wi - Fi;
создание интеллектуальной системы видеонаблюдения;
универсализация использования электронных пропусков;
внедрение технологий цифровой подписи;
широкое внедрение сенсорных информационных систем.
комплексная реализация системы электронного документооборота;
проведение исследований относительно реализации возможностей индивидуализации образовательных траекторий в программном обеспечении виртуальной образовательной среды ПУЕТ;
консолидация данных внедренных автоматизированных систем;
разработка методического аппарата относительно обеспечения надлежащего уровня управления процессом учебы при разработке образовательного контента.
реализация гибридного облачного решения от Майкрософт;
широкое использование свободного прикладного программного обеспечения;
реализация сервисной модели обслуживания пользователей в инфраструктуре университета в соответствии к ITIL.
Принимая во внимание чрезвычайную сложность и масштабность заданий, которые необходимо решить на пути к созданию инфраструктуры, применение системного подхода обеспечит их качественное решение.
Список использованной литературы: 1. Материалы Форума «Smart E - Learning Россия» - Режим доступа : http://elearning-russia.ru/last/e learning 2012/materials.php. 2. Главные тренды электронного обучения 2012 [электронный ресурс]. // Аналитическая записка компании SumTotal. - Режим доступа : http://www.smart-edu.com/stati-e-learning/e-learning-trends- 2012.html. 3. Kirsty Chadwick. E - learning trends: what to expect in 2013. [электронный ресурс]. //e - article. - Режим доступа : http://www.bizcommunity.com/Article/ 196/98/87668.html. 4. Smarter Education. Building the foundations of economic success [электронный ресурс]. //Материалы специализированного сайта IBM. - 2012. - Режим доступа : http://public.dhe.ibm.com/common/ssi/ecm/en/edw 03004usen/EDW03004USEN.PDF. 5. ИКТ в профессиональном образовании / ЮНЕСКО. Аналитическая записка. - 2011. - Режим доступа : http://iite.unesco.org/files/policy briefs/pdf/ru/icts in tvet.pdf. 6. Иванченко Д.А. Smart -университет как основа построения образовательной и научно-исследовательской среды вуза [электронный ресурс]. //Материалы XV Объединенной конференции «Интернет и современное общество» (10-12 октября 2012 г.), - СПб.: 2012. Режим доступа : http://www.gosbook.ru/node/ 70451. 7. Тихомирова Н.В. Глобальная стратегия развития smart -общества. МЭСИ на пути к Smart -университету [электронный ресурс]. //Материалы блога. - Режим доступа : http://smartmesi.blogspot.com/ 2012/03/smart - smart.html. 8. Тихомиров Н.В. Тихомирова В.П. Smart - education: новый подход к развитию образования [электронный ресурс]. //Материалы форума. - Режим доступа : http://www.elearningpro.ru/forum/topics/smart-education. 9. Морзе Н.В. КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ «УМНЫЙ» УНИВЕРСИТЕТ В «УМНОМ» ОБЩЕСТВЕ? [электронный ресурс]. // Материалы международной научно-практической конференции « Современные стратегии университетского образования : качественное измерение» (28-29 марта в 2012 г.), - К.: Киевский университет имени Бориса Гринченка, 2012р.- с.87-99. - Режим доступа : http://elibrary.kmpu.edu.ua/ 892/.
ПУЭТ, г. Полтава
СИСТЕМНЫЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВНЗ
Главный месседж SMART - общества - не использования технологий ради технологий, а их использования для повышения благосостояния и качественных показателей жизни людей. И такой подход проявляется как все более глобальная тенденция.
Для формирования Smart-общества недостаточно лишь активно развивать технологии и наращивать количество компьютерного технического обеспечения: необходимо изменять парадигму образования и образовательные технологии, которые позволят готовить людей к жизни в нем. Задание подготовки специалиста, который будет владеть компетенциями работы в таком обществе, возлагается на Smart университет, - ВУЗ, в котором совокупность использования технологических инноваций и Интернета дает возможность обеспечить новое качество процессов и результатов учебной, научной, инновационной, воспитательной, социальной и другой деятельности.
Каждый современный университет на пути к Smart предстает перед следующими вызовами, которые требуют эффективного решения целого комплекса проблем :
• стремительное развитие технологии;
• рост объемов знаний, которые не имеют аналогов в истории развития человечества;
• стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий;
• ориентация на потребительский спрос, а не на предложение;
• необходимость привлечения новых источников дохода;
• необходимость в высоком качестве, четких стандартах;
• быстрый переход от элитарности к массовости, к общей доступности высшего образования;
• необходимость гибкости структур и реализации программ, которые являются частью подхода к высшему образованию как «к обучению в течение всей жизни».
Решение приведенных проблем предусматривает построение единого информационного пространства высшего учебного заведения путем формирования корпоративной коммуникационной инфраструктуры SMART –университета, что определяется социальной ориентированностью, мобильностью, доступностью, управляемостью и технологичностью всех процессов, которые обеспечивают деятельность выша.
Концептуальной основой деятельности SMART-университета есть наличие большого количества источников учебной информации, максимального многообразия мультимедийных ресурсов (аудио, графики, видео), которые способны выстраиваться и настраиваться индивидуально под каждого студента, его потребности и уровень, а также обеспечение доступа к образовательным услугам и сервисам из любого места и в любое время.
Решение этой задачи достигается:
предоставлением персонифицированного доступа к информации и справочным ресурсам с помощью мобильных устройств (напр.: отчеты об успешности и посещаемости, данные о сессиях, нагрузке, расписании студента и преподавателя);
организацией распределенного он-лайн доступа к контенту (подкаст-вещание; вебинары);
ведением электронных журналов;
реализацией персональной библиотеки образовательных и научных ресурсов;
обеспечением академической мобильности учеников, преподавателей и ученых;
использованием мобильных устройств как средства идентификации и платежного инструмента;
вводом мобильного геопозиционирования объектов и субъектов образовательного процесса.
Для формирования эффективной образовательной среды и эффективного управления новой системой образования, необходимы, системный подход на основе:
• четкой стратегии ;
• постоянного профессионального развития субъектов процесса образования;
• SMART педагогики и дидактики;
• решения проблем компетенции для общества знаний ;
• управления образовательной системой ;
• сформированнай технической среды.
Решения вышеупомянутых заданий в рамках реализации проекта создания SMART -университета требуют проведения детального анализа проблем, заданий и стратегии развития вуза с учетом формирования его корпоративной коммуникационной инфраструктуры. На основе анализа необходимо избрать такое системное решение, которое охватит наиболее полный комплекс заданий и будет интегрировано с действующими информационными системами Вуза.
Структурные подразделения ПУЕТ уже больше 10 лет активно используют системный подход к автоматизации основных процессов в университете. В его основе:
внедрение комплексных решений, которые обеспечивают сквозную автоматизацию деятельности ВУЗА и наиболее эффективное вложение средств на этапе построения информационной системы и гарантируют минимизацию стоимости владения на этапе эксплуатации и развития системы;
использования тех инновационных технологий и решений, которые прошли апробацию на практике, стали фактически стандартными при реализации разных приложений;
открытость и адаптивность решений, возможность их расширения, развития новых прикладных систем на базе разных технологий.
Анализ готовности инфраструктуры Полтавского университета экономики и торговли показывает (ПУЕТ), что распределенная электронная среда для обеспечения образовательной и научной деятельности, имеет :
- систему образовательных порталов, которые работают на базе CLMS системы Moodle и может обеспечить для каждой учебной дисциплины электронную поддержку в виде электронных учебных курсов;
электронную библиотеку университета на основе автоматизированной библиотечной информационной системы «Liber Media» которая основана еще в 2001 году, модернизирована в 2013 году. На данное время фонд электронной библиотеки насчитывает свыше 25536 полнотекстовых гипертекстовых документов (втом числе книг - 3050, статей – 14024), колекция компакт дисков – 2634 единицы, электронный каталог – 190754 записи, библиотечный веб-сайт, доступы до баз данных научной, учебной, правовой литературы.
"Институционный репозитарий" - электронный архив научных трудов научно-педагогического состава ПУЕТ открытого доступа на основе специализированного решения с открытым кодом Dspace (количество заархивированных доукментов- 1563, количество обращений до его материалов – 603968, количество поточных просмотров – 339146 (Китай, США, Россия, Украина, Германия, Польша, Нидерланды, Белорусь, Чехия, Велобритания, ГонкКонг);
реализацию доступа к международным наукометрическим базам данных через научно-образовательную сеть URAN (Scirus, DOAJ, CiteSeerx, PloS, и тому подобное), региональный узел которой размещен и поддерживается именно в ПУЕТ;
сайты научных журналов ПУЕТ;
сайты кафедр и других подразделений университета выдержаны в едином стиле.
К элементам информационной среды ПУЕТ, которые имеют социальную направленность стоит отнести: социальный портал студенческого сообщества ПУЕТ poltos.org; группы студенческого сообщества ПУЕТ в социальных сетях ВКонтакте, facebook.
Использование мультимедийных ресурсов для образовательной и научной деятельности обеспечивается функционированием 26 стационарных и 7 переносных мультимедийных комплексов, которые оснащены новейшим мультимедийным оборудованием (проекторы LED -технологий, которые способны самостоятельно воссоздавать мультимедийный контент разного формата, интерактивные доски и блоки, ноутбуки с сенсорными экранами) и подключены ко всем источникам учебного контента, 10-ю мультимедийными студиями, которые предназначены для проведения разных видов дистанционных занятий, их видео-аудио записи, проведение групповых видеоконференций и вебинаров, сервером видеоконференцсвязи OpenMeetings; сервером видеотрансляций WOWZA. Создан тестовый образец сенсорной информационной системы «Виртуальный справочник-навигатор ПУЕТ» на основе сенсорного монитора.
Элементы облачной ІТ-инфраструктуры реализованные на основе системы виртуализации Hyper - V от Microsoft. На развернутых виртуальных машинах устанавливаются учебные версии информационных систем управления предприятием «1С», «ПАРУС», «УКС-проекты» соответствующих конфигураций, другое лицензионное специализированное, а также прикладное программное обеспечение которое должно быть общедоступным для просветительского сообщества университета.
Система идентификации и доступа к информационным ресурсам университета построена на основе LDAP -совместимой реализации интеллектуальной службы каталогов корпорации Microsoft Active Directory и контрольно-пропускной системы STOP - Net 3.5 с электронными пропусками. Каждый из участников учебного процесса имеет единственный логин и пароль доступа ко всем имеющимся информационным ресурсам.
Регулированность (управляемость) основных процессов в корпоративной коммуникационной системе ПУЕТ обеспечивается согласно рекомендаций системы управления качеством ISO 9001 и включает следующие элементы системно выстроенной информационной инфраструктуры:
автоматизированную систему управления университетом «АСУ-У»;
автоматизированную систему планирования, организации, управления и контроля учебного процесса в ВУЗЕ «iZETA»;
программные модули собственной разработки, которые добавляют в функционалы электронного деканата в CLMS системы Moodle;
программный комплекс автоматизации учета компьютерной и огр.техники Hardware Inspector Client/Server и Hardware Inspector Service Desk;
Таким образом, пути интенсификации развития корпоративной коммуникационной инфраструктуры ПУЕТ предлагаются в соответствии с определенными признаками SMART -УНИВЕРСИТЕТА:
создание персонализированной среды обучения (personal learning environments) для каждого студента;
реконструкция сайтов ПУЕТ с учетом современных тенденций относительно построения специализированных сайтов ведущих учебных заведений мира;
организация сайтов с ориентацией на активного пользователя соц.сетей структурой;
интенсивное распространение представительства ПУЕТ в социальных сетях;
создание действенных механизмов стимулирования активности пользователей и продвижения информации в топ Интернета;
создание специализированных WiKi -энциклопедий.
исследование аппаратно-программных решений относительно обеспечения персонифицированного доступа к информации из любого мобильного устройства;
исследование вариантов приложения технологии использования собственных средств доступа к контенту (BYOD);
LDAP -совместимая реализация системы идентификации из всех сайтов ПУЕТ;
исследование вариантов приложения технологии PPPoE для ограничения доступа из сети Wi - Fi;
создание интеллектуальной системы видеонаблюдения;
универсализация использования электронных пропусков;
внедрение технологий цифровой подписи;
широкое внедрение сенсорных информационных систем.
комплексная реализация системы электронного документооборота;
проведение исследований относительно реализации возможностей индивидуализации образовательных траекторий в программном обеспечении виртуальной образовательной среды ПУЕТ;
консолидация данных внедренных автоматизированных систем;
разработка методического аппарата относительно обеспечения надлежащего уровня управления процессом учебы при разработке образовательного контента.
реализация гибридного облачного решения от Майкрософт;
широкое использование свободного прикладного программного обеспечения;
реализация сервисной модели обслуживания пользователей в инфраструктуре университета в соответствии к ITIL.
Принимая во внимание чрезвычайную сложность и масштабность заданий, которые необходимо решить на пути к созданию инфраструктуры, применение системного подхода обеспечит их качественное решение.
Список использованной литературы: 1. Материалы Форума «Smart E - Learning Россия» - Режим доступа : http://elearning-russia.ru/last/e learning 2012/materials.php. 2. Главные тренды электронного обучения 2012 [электронный ресурс]. // Аналитическая записка компании SumTotal. - Режим доступа : http://www.smart-edu.com/stati-e-learning/e-learning-trends- 2012.html. 3. Kirsty Chadwick. E - learning trends: what to expect in 2013. [электронный ресурс]. //e - article. - Режим доступа : http://www.bizcommunity.com/Article/ 196/98/87668.html. 4. Smarter Education. Building the foundations of economic success [электронный ресурс]. //Материалы специализированного сайта IBM. - 2012. - Режим доступа : http://public.dhe.ibm.com/common/ssi/ecm/en/edw 03004usen/EDW03004USEN.PDF. 5. ИКТ в профессиональном образовании / ЮНЕСКО. Аналитическая записка. - 2011. - Режим доступа : http://iite.unesco.org/files/policy briefs/pdf/ru/icts in tvet.pdf. 6. Иванченко Д.А. Smart -университет как основа построения образовательной и научно-исследовательской среды вуза [электронный ресурс]. //Материалы XV Объединенной конференции «Интернет и современное общество» (10-12 октября 2012 г.), - СПб.: 2012. Режим доступа : http://www.gosbook.ru/node/ 70451. 7. Тихомирова Н.В. Глобальная стратегия развития smart -общества. МЭСИ на пути к Smart -университету [электронный ресурс]. //Материалы блога. - Режим доступа : http://smartmesi.blogspot.com/ 2012/03/smart - smart.html. 8. Тихомиров Н.В. Тихомирова В.П. Smart - education: новый подход к развитию образования [электронный ресурс]. //Материалы форума. - Режим доступа : http://www.elearningpro.ru/forum/topics/smart-education. 9. Морзе Н.В. КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ «УМНЫЙ» УНИВЕРСИТЕТ В «УМНОМ» ОБЩЕСТВЕ? [электронный ресурс]. // Материалы международной научно-практической конференции « Современные стратегии университетского образования : качественное измерение» (28-29 марта в 2012 г.), - К.: Киевский университет имени Бориса Гринченка, 2012р.- с.87-99. - Режим доступа : http://elibrary.kmpu.edu.ua/ 892/.
Сучасне матеріалознавство та товарознавство: теорія, практика, освіта :: ВЗАЄМОДІЯ В СИСТЕМІ «ВИЩА ОСВІТА – РИНОК ПРАЦІ»
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|