Сучасне матеріалознавство та товарознавство: теорія, практика, освіта
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

СИСТЕМНЫЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВНЗ

Перейти вниз

СИСТЕМНЫЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВНЗ Empty СИСТЕМНЫЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВНЗ

Сообщение автор Admin Вт Фев 25 2014, 20:10

Рогоза Н.Е., д.э.н., проф.
ПУЭТ, г. Полтава


СИСТЕМНЫЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВНЗ

Главный месседж SMART - общества - не использования технологий ради технологий, а их использования для повышения благосостояния и качественных показателей жизни людей. И такой подход проявляется как все более глобальная тенденция.
Для формирования Smart-общества недостаточно лишь активно развивать технологии и наращивать количество компьютерного технического обеспечения: необходимо изменять парадигму образования и образовательные технологии, которые позволят готовить людей к жизни в нем. Задание подготовки специалиста, который будет владеть компетенциями работы в таком обществе, возлагается на Smart университет, - ВУЗ, в котором совокупность использования технологических инноваций и Интернета дает возможность обеспечить новое качество процессов и результатов учебной, научной, инновационной, воспитательной, социальной и другой деятельности.
Каждый современный университет на пути к Smart предстает перед следующими вызовами, которые требуют эффективного решения целого комплекса проблем :
• стремительное развитие технологии;
• рост объемов знаний, которые не имеют аналогов в истории развития человечества;
• стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий;
• ориентация на потребительский спрос, а не на предложение;
• необходимость привлечения новых источников дохода;
• необходимость в высоком качестве, четких стандартах;
• быстрый переход от элитарности к массовости, к общей доступности высшего образования;
• необходимость гибкости структур и реализации программ, которые являются частью подхода к высшему образованию как «к обучению в течение всей жизни».
Решение приведенных проблем предусматривает построение единого информационного пространства высшего учебного заведения путем формирования корпоративной коммуникационной инфраструктуры SMART –университета, что определяется социальной ориентированностью, мобильностью, доступностью, управляемостью и технологичностью всех процессов, которые обеспечивают деятельность выша.
Концептуальной основой деятельности SMART-университета есть наличие большого количества источников учебной информации, максимального многообразия мультимедийных ресурсов (аудио, графики, видео), которые способны выстраиваться и настраиваться индивидуально под каждого студента, его потребности и уровень, а также обеспечение доступа к образовательным услугам и сервисам из любого места и в любое время.
Решение этой задачи достигается:
 предоставлением персонифицированного доступа к информации и справочным ресурсам с помощью мобильных устройств (напр.: отчеты об успешности и посещаемости, данные о сессиях, нагрузке, расписании студента и преподавателя);
 организацией распределенного он-лайн доступа к контенту (подкаст-вещание; вебинары);
 ведением электронных журналов;
 реализацией персональной библиотеки образовательных и научных ресурсов;
 обеспечением академической мобильности учеников, преподавателей и ученых;
 использованием мобильных устройств как средства идентификации и платежного инструмента;
 вводом мобильного геопозиционирования объектов и субъектов образовательного процесса.
Для формирования эффективной образовательной среды и эффективного управления новой системой образования, необходимы, системный подход на основе:
• четкой стратегии ;
• постоянного профессионального развития субъектов процесса образования;
• SMART педагогики и дидактики;
• решения проблем компетенции для общества знаний ;
• управления образовательной системой ;
• сформированнай технической среды.
Решения вышеупомянутых заданий в рамках реализации проекта создания SMART -университета требуют проведения детального анализа проблем, заданий и стратегии развития вуза с учетом формирования его корпоративной коммуникационной инфраструктуры. На основе анализа необходимо избрать такое системное решение, которое охватит наиболее полный комплекс заданий и будет интегрировано с действующими информационными системами Вуза.
Структурные подразделения ПУЕТ уже больше 10 лет активно используют системный подход к автоматизации основных процессов в университете. В его основе:
 внедрение комплексных решений, которые обеспечивают сквозную автоматизацию деятельности ВУЗА и наиболее эффективное вложение средств на этапе построения информационной системы и гарантируют минимизацию стоимости владения на этапе эксплуатации и развития системы;
 использования тех инновационных технологий и решений, которые прошли апробацию на практике, стали фактически стандартными при реализации разных приложений;
 открытость и адаптивность решений, возможность их расширения, развития новых прикладных систем на базе разных технологий.
Анализ готовности инфраструктуры Полтавского университета экономики и торговли показывает (ПУЕТ), что распределенная электронная среда для обеспечения образовательной и научной деятельности, имеет :
- систему образовательных порталов, которые работают на базе CLMS системы Moodle и может обеспечить для каждой учебной дисциплины электронную поддержку в виде электронных учебных курсов;
 электронную библиотеку университета на основе автоматизированной библиотечной информационной системы «Liber Media» которая основана еще в 2001 году, модернизирована в 2013 году. На данное время фонд электронной библиотеки насчитывает свыше 25536 полнотекстовых гипертекстовых документов (втом числе книг - 3050, статей – 14024), колекция компакт дисков – 2634 единицы, электронный каталог – 190754 записи, библиотечный веб-сайт, доступы до баз данных научной, учебной, правовой литературы.
 "Институционный репозитарий" - электронный архив научных трудов научно-педагогического состава ПУЕТ открытого доступа на основе специализированного решения с открытым кодом Dspace (количество заархивированных доукментов- 1563, количество обращений до его материалов – 603968, количество поточных просмотров – 339146 (Китай, США, Россия, Украина, Германия, Польша, Нидерланды, Белорусь, Чехия, Велобритания, ГонкКонг);
 реализацию доступа к международным наукометрическим базам данных через научно-образовательную сеть URAN (Scirus, DOAJ, CiteSeerx, PloS, и тому подобное), региональный узел которой размещен и поддерживается именно в ПУЕТ;
 сайты научных журналов ПУЕТ;
 сайты кафедр и других подразделений университета выдержаны в едином стиле.
К элементам информационной среды ПУЕТ, которые имеют социальную направленность стоит отнести: социальный портал студенческого сообщества ПУЕТ poltos.org; группы студенческого сообщества ПУЕТ в социальных сетях ВКонтакте, facebook.
Использование мультимедийных ресурсов для образовательной и научной деятельности обеспечивается функционированием 26 стационарных и 7 переносных мультимедийных комплексов, которые оснащены новейшим мультимедийным оборудованием (проекторы LED -технологий, которые способны самостоятельно воссоздавать мультимедийный контент разного формата, интерактивные доски и блоки, ноутбуки с сенсорными экранами) и подключены ко всем источникам учебного контента, 10-ю мультимедийными студиями, которые предназначены для проведения разных видов дистанционных занятий, их видео-аудио записи, проведение групповых видеоконференций и вебинаров, сервером видеоконференцсвязи OpenMeetings; сервером видеотрансляций WOWZA. Создан тестовый образец сенсорной информационной системы «Виртуальный справочник-навигатор ПУЕТ» на основе сенсорного монитора.
Элементы облачной ІТ-инфраструктуры реализованные на основе системы виртуализации Hyper - V от Microsoft. На развернутых виртуальных машинах устанавливаются учебные версии информационных систем управления предприятием «1С», «ПАРУС», «УКС-проекты» соответствующих конфигураций, другое лицензионное специализированное, а также прикладное программное обеспечение которое должно быть общедоступным для просветительского сообщества университета.
Система идентификации и доступа к информационным ресурсам университета построена на основе LDAP -совместимой реализации интеллектуальной службы каталогов корпорации Microsoft Active Directory и контрольно-пропускной системы STOP - Net 3.5 с электронными пропусками. Каждый из участников учебного процесса имеет единственный логин и пароль доступа ко всем имеющимся информационным ресурсам.
Регулированность (управляемость) основных процессов в корпоративной коммуникационной системе ПУЕТ обеспечивается согласно рекомендаций системы управления качеством ISO 9001 и включает следующие элементы системно выстроенной информационной инфраструктуры:
 автоматизированную систему управления университетом «АСУ-У»;
 автоматизированную систему планирования, организации, управления и контроля учебного процесса в ВУЗЕ «iZETA»;
 программные модули собственной разработки, которые добавляют в функционалы электронного деканата в CLMS системы Moodle;
 программный комплекс автоматизации учета компьютерной и огр.техники Hardware Inspector Client/Server и Hardware Inspector Service Desk;
Таким образом, пути интенсификации развития корпоративной коммуникационной инфраструктуры ПУЕТ предлагаются в соответствии с определенными признаками SMART -УНИВЕРСИТЕТА:
 создание персонализированной среды обучения (personal learning environments) для каждого студента;
 реконструкция сайтов ПУЕТ с учетом современных тенденций относительно построения специализированных сайтов ведущих учебных заведений мира;
 организация сайтов с ориентацией на активного пользователя соц.сетей структурой;
 интенсивное распространение представительства ПУЕТ в социальных сетях;
 создание действенных механизмов стимулирования активности пользователей и продвижения информации в топ Интернета;
 создание специализированных WiKi -энциклопедий.
 исследование аппаратно-программных решений относительно обеспечения персонифицированного доступа к информации из любого мобильного устройства;
 исследование вариантов приложения технологии использования собственных средств доступа к контенту (BYOD);
 LDAP -совместимая реализация системы идентификации из всех сайтов ПУЕТ;
 исследование вариантов приложения технологии PPPoE для ограничения доступа из сети Wi - Fi;
 создание интеллектуальной системы видеонаблюдения;
 универсализация использования электронных пропусков;
 внедрение технологий цифровой подписи;
 широкое внедрение сенсорных информационных систем.
 комплексная реализация системы электронного документооборота;
 проведение исследований относительно реализации возможностей индивидуализации образовательных траекторий в программном обеспечении виртуальной образовательной среды ПУЕТ;
 консолидация данных внедренных автоматизированных систем;
 разработка методического аппарата относительно обеспечения надлежащего уровня управления процессом учебы при разработке образовательного контента.
 реализация гибридного облачного решения от Майкрософт;
 широкое использование свободного прикладного программного обеспечения;
 реализация сервисной модели обслуживания пользователей в инфраструктуре университета в соответствии к ITIL.
Принимая во внимание чрезвычайную сложность и масштабность заданий, которые необходимо решить на пути к созданию инфраструктуры, применение системного подхода обеспечит их качественное решение.

Список использованной литературы: 1. Материалы Форума «Smart E - Learning Россия» - Режим доступа : http://elearning-russia.ru/last/e learning 2012/materials.php. 2. Главные тренды электронного обучения 2012 [электронный ресурс]. // Аналитическая записка компании SumTotal. - Режим доступа : http://www.smart-edu.com/stati-e-learning/e-learning-trends- 2012.html. 3. Kirsty Chadwick. E - learning trends: what to expect in 2013. [электронный ресурс]. //e - article. - Режим доступа : http://www.bizcommunity.com/Article/ 196/98/87668.html. 4. Smarter Education. Building the foundations of economic success [электронный ресурс]. //Материалы специализированного сайта IBM. - 2012. - Режим доступа : http://public.dhe.ibm.com/common/ssi/ecm/en/edw 03004usen/EDW03004USEN.PDF. 5. ИКТ в профессиональном образовании / ЮНЕСКО. Аналитическая записка. - 2011. - Режим доступа : http://iite.unesco.org/files/policy briefs/pdf/ru/icts in tvet.pdf. 6. Иванченко Д.А. Smart -университет как основа построения образовательной и научно-исследовательской среды вуза [электронный ресурс]. //Материалы XV Объединенной конференции «Интернет и современное общество» (10-12 октября 2012 г.), - СПб.: 2012. Режим доступа : http://www.gosbook.ru/node/ 70451. 7. Тихомирова Н.В. Глобальная стратегия развития smart -общества. МЭСИ на пути к Smart -университету [электронный ресурс]. //Материалы блога. - Режим доступа : http://smartmesi.blogspot.com/ 2012/03/smart - smart.html. 8. Тихомиров Н.В. Тихомирова В.П. Smart - education: новый подход к развитию образования [электронный ресурс]. //Материалы форума. - Режим доступа : http://www.elearningpro.ru/forum/topics/smart-education. 9. Морзе Н.В. КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ «УМНЫЙ» УНИВЕРСИТЕТ В «УМНОМ» ОБЩЕСТВЕ? [электронный ресурс]. // Материалы международной научно-практической конференции « Современные стратегии университетского образования : качественное измерение» (28-29 марта в 2012 г.), - К.: Киевский университет имени Бориса Гринченка, 2012р.- с.87-99. - Режим доступа : http://elibrary.kmpu.edu.ua/ 892/.

Admin
Admin
Admin

Сообщения : 129
Дата регистрации : 2014-02-25

https://materialtovarzn.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения